Московская школа прикладного
управления и делового администрирования
Профстандарт: что должен делать, уметь и знать специалист по обучению и развитию персонала
22.04.2019
Профессиональный стандарт для специалистов по обучению и развитию персонала используется в компаниях с участием государства более 50%. В остальных случаях он лишь рекомендован — но это не значит, что если вы не планируете работать в Газпроме, Аэрофлоте, ВТБ или Сбербанке, вам не стоит обращать на него внимание. На основе профстандарта может быть построена не только должностная инструкция для специалиста по развитию персонала, но также вакансия для кандидатов. Если у вас нет нужных навыков, знаний и образования, есть риск, что вы не сможете устроиться на такую должность.
Функции специалиста по обучению и развитию персонала
Оговоримся сразу: в одних компаниях стажировками, адаптацией, выявлением талантов, организацией тренингов и обучением занимается один человек, а в других — два разных работника. Мы рассмотрим функции специалистов по обучению персонала и по развитию сотрудников отдельно. Если эти обязанности в компании выполняет один человек, их можно просто объединить.
Функции специалиста по развитию персонала:
- Анализ планов, структур и вакансий организации, а также особенностей работы в разных подразделениях, на отдельных местах.
- Подготовка документов по развитию персонала и продвижению по карьерной лестнице. Оценка затрат и проведение мероприятий, которые помогают сотрудникам развивать свою карьеру, а также анализ их результатов.
- Формирование кадрового резерва.
- Разработка планов стажировок и адаптации новичков. Подбор и совершенствование методов, которые должны помочь новому сотруднику быстрее влиться в коллектив и начать самостоятельно работать.
Специалист по обучению персонала:
- Анализирует рынок образовательных услуг.
- Определяет, кто из работников нуждается в обучении.
- Разрабатывает планы и учебные материалы. Подбирает самые подходящие методики для работы с персоналом.
- При необходимости ищет компании, которые проведут мероприятия по обучению персонала, либо организует их сам. Оценивает расходы.
- Анализирует эффективность обучения.
Все это может быть включено в должностную инструкцию специалиста по обучению персонала.
Чтобы стать ценнее как специалист и лучше выполнять свои обязанности, вы можете пройти обучение по узким направлениям и применять новые навыки в работе. Например, можно научиться вести тренинги и организовывать их самостоятельно, не привлекая сторонних специалистов и сокращая таким образом расходы на обучение персонала.
Компетенции специалиста по профстандарту
В список умений, знаний и навыков специалиста по развитию персонала входят, в том числе:
- Знание методов, способов и инструментов построения карьеры.
- Способность оценивать личные и профессиональные качества сотрудника.
- Понимание, как можно мотивировать персонал работать лучше.
- Знание основ документооборота, профориентации, психологии и социологии.
- Умение определять потребность компании в кадрах, необходимость развития карьеры отдельных сотрудников.
В перечне компетенций специалиста по обучению персонала:
- Знание разных методов и технологий обучения. Способность проанализировать разные техники и выбрать ту, которая лучше всего подойдет в конкретной ситуации.
- Умение разрабатывать и внедрять учебные программы и планы. Понимание, как мотивировать сотрудников учиться — в том числе нематериальными способами.
- Знание основ документооборота, социологии, психологии, налогового законодательства и законов об образовании и о персональных данных, принятых в РФ.
- Понимание того, как проводятся тендеры при выборе обучающей организации, как определяются и фиксируются расходы на обучение, заключаются договора с поставщиками услуг.
Если вам не хватает навыков и умений, вы можете пройти обучение — профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации. Просто выберите программу, которая «закрывает» пробелы в ваших знаниях.
Отходя от профстандарта, заметим: специалисту по обучению и развитию персонала важно отточить организаторские способности, умение аналитически мыслить и корректно давать обратную связь. Во многом от профессионализма такого сотрудника и его умения находить общий язык с другими людьми зависит текучка кадров в компании и лояльность персонала.
Хотите узнать больше?
Специалист приемной комиссии ответит на все Ваши вопросы. Просто оставьте контактные данные в форме